НОВОСТИ ПАЛАТЫ

При поддержке Общественной палаты Кемеровской области в Кемеровской региональной общественной организации «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» прошла дискуссия «НКО – лидер общественного мнения».

Дискуссия состоялась в рамках проекта «Потенциал НКО на развитие Кузбасса», реализуемого Кемеровской региональной общественной организации «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» с использованием Гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В дискуссии участвовали представители общественных организаций, исполнительной власти, ученые, специалисты по связям с общественностью коммерческих и бюджетных структур, эксперты Общественной палаты Кемеровской области.

«Может ли НКО считать себя лидером общественного мнения? Как встраиваться в общественное мнение, как себя позиционировать, чтобы население и власть знали об НКО? – обозначил вопросы для обсуждения ведущий, эксперт Общественной палаты Кемеровской области, профессор Эдуард Вольфсон. – Президент Владимир Путин говорит о необходимости решения проблем с участием общественных организаций. Третий сектор существует и живет, но о нем мало знает население. Наша задача – провести диагностику проблемы, наметить пути, которые позволят НКО более широко быть представленными в общественном мнении и стать его лидерами».

Организации некоммерческого сектора решают общественные проблемы, оказывают услуги населению, взаимодействуют с властью, со СМИ, являются сигнализаторами проблем. Как решать эти проблемы и как сообщать об этом населению? Для решения этой задачи нужны знания работы со СМИ.

В ходе дискуссии присутствующие согласились с тем, что власть все больше внимания уделяет НКО как институтам, которые выступают сигнализаторами проблем. Но что должно происходить после сигнала? Большое количество возможностей, с помощью которых можно повлиять на проблемную ситуацию, власть не хочет передавать НКО, уверен Александр Коновалов, профессор кафедры истории России КемГУ.

Также было обозначено, что общественные организации мало работают с соцсетями. Кроме того, им не хватает людей, которые бы не эмоционально, а профессионально освещали ту или иную проблему. Без таких людей не решить следующую задачу: как сделать проблему, волнующую НКО, интересной всему обществу, а не узкому кругу людей?

Участники дискуссии, среди которых были и члены общественных советов при исполнительных органах власти, отмечали, что в некоммерческом секторе не хватает профессионализма, специальных знаний для конструктивной работы в составе советов при департаментах. Это и знание законодательства, и некоторых технологий работы. Но и сама организация работы в общественных советах зачастую не выдерживает критики. На этапе практической работы общественники видят отсутствие цепочки взаимодействий, запускаются бюрократические механизмы, и всё тянется месяцами. Работа в таких советах становится неэффективной и неинтересной.

Лариса Машкова и Анна Султанова, представители Кемеровской городской общественной организации помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Интеграция», считают основной проблемой НКО взаимодействие с властью. Кто обозначил проблему – тот ее и решает, просто сигнализировать недостаточно. Зачастую НКО обозначает болевую точку, а власть рапортует, что в этом направлении всё отлично. Организация была создана как сообщество родителей, которые не могли получить для своих детей эффективные качественные услуги от государства ни в сфере образования, ни в сфере здравоохранения. В итоге по прошествии нескольких лет вместо государства эти услуги начала оказывать сама общественная организация. И на то, чтобы трубить во все трубы и заниматься просветительством просто нет времени. То есть НКО уже давно поменяло свою миссию с сигнализатора проблемы наее решателя. И об этом тоже нужно рассказывать обществу – о том, что общественный сектор знает, как решать проблемы и уже решает их.

Деятели культуры видят один из путей решения проблемы информационного вакуума вокруг коммерческого сектора в неком объединяющем центре, в структуре по связям с общественными организациями, в создании медиа-центра, идея которого была, но в свое время не заработала. Не всегда самим представителям НКО хватает знаний, чтобы донести свою точку зрения до целевой аудитории. Для этого нужно владеть определенными коммуникационными приемами, работать с лидерами мнений, сильнее задействовать социальные медиа – один из сильнейших каналов информирования.

Сами НКО не стремятся к публичной деятельности, а ведь прозрачность – это часть имиджа, часть информационной политики, подчеркнула Вера Дзюба, зампредседателя Совета КРОО «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив».

Присутствовавшие на дискуссии представители НКО говорили о забюрократизированности государственных структур и невозможности получить четкую картину проблемы, так как взгляды на нее у двух сторон процесса зачастую диаметрально противоположны. С этим в ходе своей деятельности сталкивалась Светлана Бураго, представитель некоммерческой организации Кузбасский благотворительный фонд «Детское сердце». В ответ специалисты исполнительных органов власти указали на то, что рациональная бюрократия помогает решать вопросы, которые поднимались на недавних встречах с ветеранским и женским активом области. Конфронтация, конечно же, малопродуктивна, нужно учиться видеть пользу и тех, и других сторон.

Представители PR-отрасли, участвовавшие в дискуссии, отметили необходимость создания коммуникационных площадок, чтобы доносить до властей общественные проблемы и инициативы, необходимость привлечения журналистов к деятельности НКО и построения работы в социальных медиа. Это большой пласт взаимодействия с широкой аудиторией. Сергей Чернышев, специалист по связям с общественностью областного наркологического диспансера, пожелал всем заинтересованным сторонам расправить плечи, перестать бояться высказываться, и предложил провести обучающий семинар по PR-технологиям для НКО. Также поступило предложение от Марины Гершун, руководителя АНО «Студенческая рекламная практика», которое заключается в том, что студенты, прослушавшие курс рекламы, смогли бы отработать свои навыки и попрактиковаться в проведении PR-кампаний для НКО и формировании общественного мнения.

Все участники дискуссии согласились с тем, что при поддержке общественного мнения НКО будет проще решать свои, то есть общественные задачи. И для этого в самое ближайшее время решено уделить внимание практикам работы с аудиторией, со СМИ и лидерами мнений.