НОВОСТИ ПАЛАТЫ

Общественная палата Кемеровской области провела расширенное заседание комиссии по охране здоровья, экологии и развитию спорта на тему «О реализации проекта «Автотрезвость»: проблемы и направления развития».

В заседании приняли участие представители областного Совета народных депутатов, Управления ГИБДД Главного управления МВД России по Кемеровской области, областных департаментов административных органов, молодежной политики и спорта, образования и науки, представители Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, Кузбасского государственного технического университета, Кемеровского областного клинического наркологического диспансера, руководители и сотрудники автошкол.

Открывая расширенное заседание, Андрей Лопатин, заместитель председателя Общественной палаты Кемеровской области, председатель комиссии по охране здоровья, экологии и развитию спорта, главный врач ГУЗ «КОКНД» напомнил, что в июне 2017 года Кемеровский областной клинический наркологический диспансер и региональная Общественная палата объявили о начале реализации в Кузбассе социального проекта «Автотрезвость», направленного на повышение уровня обеспокоенности населения проблемами пьянства за рулем и формирование общественного неприятия в отношении водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом состоянии. Его задачи и формы – информационно-просветительская работа и внедрение обучающего модуля «Алкоголь и автомобиль» с использованием очков-тренажеров «Фатальное зрение». Эти задачи полностью укладываются в концепцию Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 8 января 2018 года, в которой особо отмечена актуальность проблемы вождения в нетрезвом виде.

Социальный проект «Автотрезвость» сегодня реализуется в 15 регионах России, в нем участвует более 230 автошкол. Он стал примером взаимодействия общественных организаций, ГИБДД, органов власти, бизнес-структур в развитии профилактики употребления алкоголя за рулем. «Пользу и целесообразность проекта «Автотрезвость» подтверждает и снижение количества ДТП с участием нетрезвых водителей. Статистика по проекту пока небольшая, и связывать напрямую снижение количества ДТП с реализацией проекта не совсем правильно. Но то, что реализация проекта стала частью системной работы – это факт», - отметил Андрей Анатольевич.

Проект «Автотрезвость» также получил поддержку со стороны органов власти в Кузбассе. Приказом департамента охраны здоровья населения он включен в областную Дорожную карту по профилактике наркологических расстройств. Кемеровский наркологический диспансер «пропускает» через свои кабинеты людей, которые стремятся получить водительские права, проводит медосвидетельствование - с этой аудиторией тоже будет проводиться просветительская работа. Однако финансирование государственной программы Кемеровской области «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014-2019 годы» не позволяет поддержать проект «Автотрезвость». Об этом информировал участников расширенного заседания комиссии Олег Мамаев, консультант департамента административных органов Администрации Кемеровской области. Он высказал предложение изыскать возможности в рамках антинаркотической программы департамента охраны здоровья населения.

Сергей Чернышев, специалист по связям с общественностью Кемеровского областного клинического наркологического диспансера, рассказал о просветительской деятельности в разных аудиториях, которая была проведена в рамках проекта. «Всего проведено 23 мероприятия, в них участвовало более 1000 человек: это серия бесед со студентами с демонстрацией эффекта очков-тренажеров «Фатальное зрение», профилактические акции на улицах города, раздача Памяток ответственному водителю. По приглашению Кемеровского профессионально-технического техникума выступили перед опытными водителями, которые испытали на себе действие тренажера. Мы получили приглашения от транспортных и образовательных учреждений выступить с такими беседами».

Одной из основных проблем в масштабировании проекта, по мнению организаторов, является отсутствие заинтересованности автошкол во внедрении обучающего модуля «Алкоголь и автомобиль» в курс подготовки водителей.

«По статистике около 10% ДТП совершаются нетрезвыми водителями, за прошедший год пресечено более 15 тысяч фактов управления в нетрезвом состоянии. В 2017 году в Кузбассе произошло 303 ДТП с участием пьяных водителей, жертвами которых стали 68 человек», - отметил Иван Агарков, начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы Управления ГИБДД Главного управления МВД России по Кемеровской области. ГИБДД проводит профилактические мероприятия, выдаются памятки начинающим водителям при выдаче прав, проводятся беседы, массовые проверки, привлекаются волонтеры, добровольные народные дружины – это дает свой эффект: есть снижение числа таких ДТП на 11%. Торможение внедрения модуля в программу автошкол связано, по мнению Ивана Владимировича, с вопросом их организации, снижением качества обучения, отсутствием развития. В то же время, нельзя ставить вопрос об обязательном изменении учебных программ, это должно быть добровольное решение.

Учебное заведение, активно включившееся в проект «Автотрезвость» – Кемеровский профессионально-технический техникум. Сейчас проект реализуется на его площадке по нескольким направлениям: это подготовка студентов – будущих специалистов транспортной отрасли, подготовка водителей категорий «А»,«В»,«С», занятия с водителями автотранспортных предприятий и с участниками чемпионата «WorldSkills».«В рамках проекта прошли обучение 192 человека: 83 студента, 92 водителя и 17 участников чемпионата, – рассказал Павел Бараков, преподаватель специальных дисциплин Кемеровского профессионально-технического техникума. – Хочу обратиться к ГИБДД и департаменту транспорта с просьбой помочь организовать проведение ежемесячных занятий с водителями автотранспортных организаций на базе нашего техникума, где будет даваться и блок «Алкоголь и автомобиль».

«Для того, чтобы модуль о трезвом вождении появился в обязательной программе автошкол, необходимо решение Министерства образования и науки, этот путь интересный, но сложный», - заявил Александр Смолин, председатель комитета Совета народных депутатов Кемеровской области по вопросам государственного устройства, местного самоуправления и правоохранительной деятельности. Он предложил сосредоточить внимание на наиболее проблемных территориях области, где процент «нетрезвых» ДТП выше, это Тайга (30,8% от общего числа ДТП), Юргинский район (30,2%), Промышленновский район (18,5%). «В 80-х годах ежегодно отстранялось от управления транспортом за вождение нетрезвом состоянии до 39 тысяч человек, считаю, что сегодня работа ведется правильно. Есть тенденция снижения аварийности, идет оптимизация личного состава ГИБДД, устанавливаются видеокамеры. Необходима работа общественности вместе с сотрудниками автоинспекций, раздача листовок. Это большой воспитательный момент», – подчеркнул Александр Николаевич.

Представитель автошколы «Магистраль-Авто» Сергей Кузнецов выразил мнение, что расширение программ сейчас не в интересах автошкол, в большинстве из которых падает качество обучения, отсутствует материальная база, не выдерживается количество учебных часов. А следовательно, человек, прошедший недостаточное обучение, может считать, что на дороге он всё умеет, даже управлять автомобилем в неподобающем состоянии. Нужно, считает Сергей Анатольевич, ужесточить требования к автошколам, к их материальной базе.

Представители Кузбасского государственного технического университета – Андрей Кудреватых, завкафедрой эксплуатации автомобилей и Александр Копытов, председатель Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области, профессор кафедры строительства подземных сооружений и шахт, высказались о том, что в вузе, готовящем специалистов для автотранспортных предприятий, которые будут организовывать процесс эксплуатации автомобилей и безопасность движения, присутствие проекта «Автотрезвость» желательно и даже необходимо. Александр Иванович Копытов предложил направить предложения от Общественной палаты Кемеровской области в Министерство образования и науки, чтобы включить модуль «Алкоголь и автомобиль» в образовательные программы, а также обратиться к распорядителям бюджетных средств, чтобы наполнить конкретным финансированием строчки в государственных программах обеспечения безопасности населения.

В завершении участники расширенного заседания комиссии Общественной палаты по охране здоровья, экологии и развитию спорта решили до 15 марта сформировать пакет рекомендаций заинтересованным организациям по дальнейшей работе социального проекта «Автотрезвость».