НОВОСТИ ПАЛАТЫ

В Общественной палате Кемеровской области провели общественную экспертизу законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

По результатам проделанной работы эксперты региональной Общественной палаты считают, что данный законопроект ликвидирует повторы и противоречия, и, наконец-то, приводит к единым понятиям организационно-правовые формы НКО в Российской Федерации и концептуально соответствует положениям Гражданского Кодекса РФ, уточняет предмет правового регулирования и область действия Федерального закона № 7-ФЗ, и это, несомненно, способствует совершенствованию гражданского законодательства РФ.

«На наш взгляд уточнение норм, определяющих особенности государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, их правового положения, создания, деятельности и ликвидации, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления являются обоснованными», - считает Ирина Рондик, председатель Общественной палаты Кемеровской области.

В ходе проведения общественной экспертизы было отмечено, что конкретизация слов "учредительные документы" на "устав" упрощают процедуру подачи документов некоммерческими организациями для регистрации. А уточнение требований к учредителям (участникам и членам) НКО, а именно – определение условий и порядок приема и выхода из состава НКО учредителей, участников (членов), дает возможность иметь в едином государственном реестре достоверную и объективную информацию.

Однако, по мнению членов региональной Общественной палаты необходимо все-таки конкретизировать процедуру выхода учредителя по своему усмотрению из некоммерческой организации, а также, на какие организационно-правовые формы, в которых могут создаваться НКО, распространяется эта правовая норма, и одинакова ли она для всех видов НКО.

Вместе с тем, при уточнении перечня источников формирования имущества некоммерческой организации, из законопроекта исключена статья «Имущество ликвидируемой некоммерческой организации», которая описывала процедуру передачи сформированного имущества НКО на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Члены ОП КО считают, что необходимо в законопроекте прописать порядок использования имущества некоммерческой организации при ее создании и ликвидации.

Одним из положительных моментов законопроекта участники общественной экспертизы отметили  предоставление  возможности некоммерческим организациям определить самим компетенции иных органов управления, с внесением пункта в устав организации, по таким важным компетенциям, как утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации. 

 Кроме этого важно отметить, что исключение отделений ИННО из перечня структурных подразделений ИННО, установленного в действующей редакции Федерального закона № 7-ФЗ, а также положений, регулирующих вопросы их государственной регистрации, ликвидации, целесообразно. Принятый на территории Российской Федерации Федеральный закон об «иностранных агентах» должен в полной мере и с правовой точки описывать данные процедуры, а Федеральный закон № 7-ФЗ должен только описывать  предмет правового регулирования и область действия российских некоммерческих организаций.

Члены Общественной палаты Кемеровской области сочли правильным уточнение использования в наименовании НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производимых от этого наименования, без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Но при этом положение, что средства индивидуализации самой некоммерческой организации: печать, штампы и бланки со своим наименованием, а также собственная символика (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны) должны быть описаны и содержаться в уставе организации, эксперты считают излишне заформализованными. По их мнению  в уставе достаточно указать наличие собственной символики (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны), а описание ее можно принять отдельными документами (положениями) с обязательным утверждением на заседании высшего коллегиального органа управления некоммерческой организации.

При рассмотрении введения в законопроект правовой нормы, устанавливающей обязанность НКО, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности иметь достаточное имущество рыночной стоимостью не менее минимальногоразмера капитала,  члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области  пришли к выводу, что это  повлечет за собой негативные последствия.

«На наш взгляд, не совсем корректно уравнивать некоммерческие организации с обществами с ограниченной ответственностью. Данные организации изначально создаются для получения дохода в пользу учредителей, притом, что НКО, осуществляющая приносящий доход деятельность, все полученные средства тратит на уставную деятельность, как правило, социальную, - выразила мнение Ирина Рондик, председатель региональной Общественной палаты.  -  Считаем, что данный раздел законопроекта нуждается в особой доработке, с четким описанием определения «приносящая доход деятельность» и порядка расчета стоимости чистых активов некоммерческой организации».

 По итогам проведенной экспертизы законопроекта члены и эксперты Общественной палаты пришли к выводу, что необходимо продолжить обсуждение вносимых поправок с широким кругом некоммерческих организаций не только на уровне «нулевых чтений», но и в дальнейшем, когда пройдут первые чтения в Государственной Думе РФ.

Все свои предложения и замечания по анализу законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» Общественная палата Кемеровской области направила в адрес Общественной палаты России и выразила надежду, что данный законопроект систематизирует и внесет положительные тенденции в развитие некоммерческого сектора России.