Материалы

СПРАВКА. В начале декабря Всемирный фонд дикой природы WWF-Russia представил итоги рейтинга горнодобывающих и металлургических компаний в сфере экологической ответственности. Этот рейтинг проводится уже третий год по одной методике, которая охватывает три группы критериев: 1) экологический менеджмент, 2) воздействие на окружающую среду, 3) раскрытие экологически значимой информации. Требования рейтинга соответствуют международным стандартам, поэтому российские компании должны доказывать приверженность принципам устойчивого производства. Подсчет результатов проводится организацией на конкурсной основе, ей в 2018 году в очередной раз стала Национальное рейтинговое агентство (г. Москва). Цель рейтинга – способствовать снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности использования природных ресурсов, а также ведению социально ответственного бизнеса в России.

В работе заседания, организованного WWF с представителями крупного российского бизнеса, принял участие член Общественной палаты Кемеровской области Юрий Александрович Манаков. До прошлого года он работал региональным координатором по Кемеровской области и Республике Хакасия в Проекте Программы Развития ООН и Глобального Экологического Фонда «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России» и постоянно следит за участием в рейтинге угольных предприятий. Мы решили побеседовать с Ю.А. Манаковым о том, как меняется экологическая политика угольщиков по оценке экспертов рейтинга.

– Юрий Александрович, в чем вы видите особенность очередного рейтинга экологической ответственности?

– Строго говоря, это рейтинг не ответственности, а пока что экологической открытости. Нашему бизнесу еще очень далеко до совершенства, но стремление поменять отношение к экологическим аспектам деятельности прослеживается уже четко.

Важно, что этот рейтинг состоялся в третий раз. Это, безусловно, заслуга сотрудников WWF и лично руководителя программы по экологической политике ТЭК Алексея Книжникова. Идею проведения рейтинга среди горнодобывающих компаний подала менеджер прооновского проекта Светлана Шейнфельд. Методику разработали в WWF, и в начале 2016 года она была представлена в Кемерово. Приятно, что растет уровень доверия и интерес к рейтингу со стороны промышленных компаний. Значит, рейтинг отвечает требованиям времени. На нынешнем заседании присутствовали представители крупного бизнеса: «Полиметалл», «Полюс Золото», от угольщиков – СДС-Уголь, ЕВРАЗ, КТК. Это говорит о неформальном формате данной встречи и деловом подходе. И что интересно, это первое заседание за три года, где никто не ругал методику и не говорил, что этот рейтинг не отражает реальной ситуации. Можно сказать, что методика оценки за два года значительно прогрессировала (от промышленников поступило более 50 предложений) и вот, наконец, всех в принципе все устраивает. Стороны достигли согласия.

– Как в целом можно охарактеризовать результаты компаний в плане экологии?

– Средние баллы по разделам и по итогу стали выше по сравнению с предыдущими годами. Если в рейтинге 2016 года средний бал составлял 0,59, то в нынешнем – 0,82.

Это значит, что часть компаний стали существенно более публичными и открытыми.Совершенствуется система управления в вопросах экологии и охраны окружающей среды. Ведь главным принципом при подсчете рейтинга является размещение материалов на корпоративных сайтах компаний. А за информацией строго следит руководство, поэтому в эту тему приходится вникать всем – от главного эколога до генерального директора.

– Кто на этот раз стал лидером?

– Как в любом деле, в рейтинге есть свои фавориты, которые не опускают планку. Второй год подряд победа за российско-канадской компанией «KinrossGold», добывающей рудное золото на Чукотке. Компании с участием иностранцев экологически более продвинуты, поэтому правила рейтинга у них не вызывают больших затруднений.

На втором месте – крупнейшая золотодобывающая компания «Полюс Золото», имеющая членство в Международном совете по горному делу и металлам (ICMM). Третью позицию рейтинга впервые заняло АО ХК «СДС-уголь». При чем у компании на протяжении трех лет наблюдаются значительные успехи в продвижении к пьедесталу: сначала 25-е, затем сразу 5-е и вот уже 3-е место. Причем она уступила лидерам совсем немного. Это, безусловно, достойный результат, усилия компании не прошли даром. С этого года угольщики стали «наступать на пятки» золотопромышленникам.

– Кто еще участвовал из кузбасских угольщиков?

– Все крупные производители угля – СУЭК, ЕВРАЗ, Мечел. В этом году Кузбасская топливная компания добровольно подала заявку на участие в рейтинге. Несмотря на то, что КТК является самой маленькой из представленных компаний, тем не менее она сразу вышла на 17 место в общем зачете и третье место среди 7 угольных компаний. Это крепкая позиция в середине рейтинга, которую невозможно уронить, и можно только подниматься вверх.

– Почему в списке отсутствует «Кузбассразрезуголь»?

– КРУ входит в группу УГМК, которая в целом не демонстрирует приверженность экологическим стандартам и застенчиво занимает 26-ю позицию из 34, что даже хуже, чем в прошлом году. Но этот результат экстраполировать на КРУ, наверно, не правильно. Все же УГМК объединяет более 40 предприятий различных отраслей промышленности, и вклад отдельной компании не может существенно повлиять на общий результат. Необходимо, чтобы большая часть подразделений компании выполняла требования рейтинга.

– Кроме КРУ в регионе много разных компаний, которые не учтены в рейтинге.

– Да, мы каждый год призываем организаторов начать работу с другими компаниями Кузбасса. Но посмотрите на результаты 2016 года. На тот момент почти все угольные компании находились внизу таблицы. Т.е. было прогнозируемо, что и остальные будут выглядеть не лучше. Но сейчас ситуация поменялась. Появились угольные компании, которые претендуют на звание экологически и социально ответственных. У них есть международные сертификаты, различные награды, они проходят аудит у серьезных агентств и действительно меняют корпоративную политику, поворачиваются лицом к природе и людям. Логично, что они хотят признания. И именно рейтинг дает возможность объективно подтвердить, что компания решает задачи в соответствии с установленными критериями экологической ответственности.

Поэтому теперь есть смысл отдельно анализировать результаты рейтинга по угольным компаниям и более того, включать в исследование остальных заметных поставщиков угля. Вследствие продажи новых лицензионных участков под угледобычу возникают новые предприятия и компании, которые зачастую не думают об имидже компании, а только стремятся поскорее начать горные работы. Поэтому организаторы рейтинга приняли решение об увеличении числа угольных компаний со следующего года.

– И каков сегодняшний «экологический портрет» угольщиков?

– В целом неплохой. Угольщики на 55% раскрыли данные раздела 2 (по воздействиям), на половину по разделу 3 (открытость) и на 41% – в разделе 1 (экологический менеджмент). Пять компаний из семи имеют системы экологического менеджмента, у четырех есть программы по рекультивации. Три компании утвердили программы сохранения биоразнообразия, а документированную информацию о взаимодействии с местным населением – только две компании. Пять лет назад ничего этого не было и в помине!

Вы здесь: Главная