Menu Close

27.10.2014

  

  

 

Общественная палата Кемеровской области инициировала обсуждение актуальных вопросов на тему «О соблюдении законодательства Российской Федерации в Кузбассе по организации выдворения за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства».

В заседании комиссии приняли участие   руководители миграционной службы (УФМС России по КО), службы судебных приставов (УФССП России по КО), органов прокуратуры и ГУФСИН России по Кемеровской области,   представители Совета народных депутатов Кемеровской области, руководители государственных учреждений Кемеровской области и общественных организаций Кузбасса.

Темой обсуждения стал вопрос о соблюдении законодательства Российской Федерации в Кузбассе по организации выдворения за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства. У данной категории граждан одна проблема – как можно быстрее выехать за пределы России.

В своем вступительном слове Радомир Ибрагимов, заместитель председателя комиссии по взаимодействию с органами правопорядка, судебно-правовой системы и общественного контроля за соблюдением гражданских прав Общественной палаты Кемеровской области, отметил, что выдворение из страны или депортация представляет собой принудительное удаление лица с территории данной страны по приговору суда в случае совершения преступления на определенный срок или бессрочно. Принимается такое судебное решение по заявлению должностного лица ФМС России в рамках законодательства Российской Федерации. В каких условиях проживают иностранные граждане и лица без гражданства, и как решается вопрос об их законной депортации за пределы страны – вот цель собравшихся на выездном заседании Общественной палаты Кемеровской области.  

В апреле 2014 года в Кузбассе создано специальное учреждение временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области. Как сообщил в своем докладе  Михаил Грязнов, начальник специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по Кемеровской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства созданы все условия проживания. Так, в 13 комнатах проживают  по 3-5 человека. В каждой из них имеется необходимая для проживания мебель: прикроватные тумбочки, столы, шкафы для одежды и т.д. Кроме спальных мест, есть умывальные и  туалетные комнаты, душевые кабинеты и столовая. Также оборудована комната отдыха и  имеется прогулочный дворик. В благоустроенных комнатах иностранные граждане содержатся с учетом национального, полового, возрастного и семейного принципа. По решению суда, они содержатся в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ) от 20 дней и дольше. Плановый лимит наполнения спецучреждения составляет порядка 40 человек. С начала функционирования областного СУВСИГа в нем содержалось 303 иностранных гражданина (из них – 12 женщин), выдворено или депортировано за пределы Российской Федерации 224 человека. Большая часть данной категории граждан – это представители Юго-Восточной Азии и, в частности,   бывших союзных республик – Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.  

«Хотелось бы обратить внимание  общественности на ряд актуальных проблем, возникающих при содержании иностранных граждан. Нередко они  пребывают в России вместе с несовершеннолетними детьми и проживают  с нарушениями режима пребывания иностранных граждан на территории России. Они не встают на миграционный учет и проживают без документов, подтверждающих их право проживания в нашей стране, — акцентировал внимание собравшихся Михаил Грязнов. – Если выявляются нарушения у данной категории граждан, то возбуждается административное дело. По решению суда, иностранный гражданин помещается в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и впоследствии  депортируется за пределы страны. Но несовершеннолетних детей нельзя помещать  в СУВСИГ, так как  отсутствуют законные основания их в пребывания в спецучреждении. До сих пор не определена схема выдворения именно несовершеннолетних детей, прибывших вместе с иностранными гражданами в Россию. Такие случаи были в нашей практике. Но в ходе совместной работы миграционной службы, прокуратуры, правоохранительных и судебных органов   найдено решение из создавшейся ситуации. Теперь дети помещаются в приют, а впоследствии депортируются в ту же страну, куда были направлены их родители».

По словам Константина Москвина, заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Кемеровской области, существуют ряд моментов, которые влияют на эффективность работы миграционного ведомства и в целом на миграционную обстановку в Кемеровской области. Во-первых, законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность выдворения за ряд правонарушений. В независимости от наличия родственных связей сотрудники миграционной службы обязаны направить административные материалы в суд для решения вопроса об административном выдворении. При наличии детей, жен, родителей положение таких иностранцев усугубляется, что приводит к  обжалованию решений. Во-вторых, невозможность  исполнения постановления об административном выдворении до его вступления в силу. Поэтому иностранный гражданин даже при отсутствии намерений к обжалованию решения судьи  «гарантировано»  пребывает в СУВСИГ 10 дней. В-третьих, Минюстом России выносятся решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации лиц без гражданства, которых некуда депортировать, так как ни одно государство не желает их принимать. И последнее, в Кемеровской области нет консульских учреждений, поэтому срок содержания иностранных граждан увеличивается и зависит от  работы почты и  переписки, которая замещает живое общение и  возможность незамедлительного дополнения  материалов, в случае необходимости.

Как считает Игорь Павленко, заместитель начальника Управления по надзору за исполнением законодательства Российской Федерации Прокуратуры Кемеровской области, вопросы выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы России, особенно содержание таких граждан в изоляции до исполнения решений о выдворении, являются одним из важных предметов прокурорского надзора. Депортация, по сути, является мерой административного принуждения государства и является схожей с административным выдворением за пределы территории Российской Федерации, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с отличием только в сроке фактического содержания в специальном учреждении иностранного гражданина. По его словам, основными причинами затягивания содержания иностранных граждан в СУВСИГах является длительное оформление документов консульскими учреждениями, неустановление в ходе проверочных мероприятий государств, которые готовы принять граждан, принятие решений о нежелательности пребывания (проживания) без учёта личности гражданина. Также он акцентировал внимание присутствующих на необходимости усиления взаимодействия по линии Министерства иностранных дел Российской Федерации с Министерствами иностранных государств. В том числе нужно принять совместный документ, в котором можно было бы предусмотреть сроки исполнения запросов компетентных органов. Для реализации данных предложений Игорь Владимирович рекомендовал Общественной палате Кемеровской области обратиться в Общественную палату Российской Федерации. Также,  очень важно решить вопрос о законодательном регулировании максимального срока содержания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих депортации (разумнее привести к сроку содержания при административном выдворении), а для последних также предусмотреть в миграционном законодательстве норму, позволяющую находиться на территории Российской Федерации на законных основаниях. Для этого, как считает представитель Прокуратуры  Кемеровской области, необходимо обратиться к субъектам законодательной инициативы Кузбасса.

Сергей Шпотин, исполняющий обязанности заместителя руководителя Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области, сообщил всем присутствующим, что в сентябре 2014 года создана рабочая группа для решения данных проблемных вопросов, возникающих в процессе совместной деятельности спецучреждения УФМС России по Кемеровской области  и структурных подразделений УФССП России по Кемеровской области. Также он предложил рассмотреть вопрос о создании еще одного специального учреждения временного содержания иностранных граждан на юге Кузбасса, в частности, в городе Новокузнецке. Именно там фиксируется наибольшая дислокация иностранных граждан и лиц без гражданства.

«Задача государства, на мой взгляд, заключается в жестком федеральном законодательстве по недопущению в страну и выдворению за ее пределы преступных элементов из категории иностранных граждан. С точки зрения государственной политики, если лица, которые для общества являются опасными людьми (преступники, наркоторговцы) и которые могут нанести реальный вред российским гражданам, —  подвел итог выездного расширенного заседания  комиссии Общественной палаты Кемеровской области Радомир Ибрагимов. – Нам, россиянам, чрезвычайно важно: что в нашей стране происходит, кто живет рядом с нашим домом, что они творят. В нашем государстве должны находиться иностранные граждане, которые лояльны к его жителям. И, в первую очередь, иностранные граждане должны быть полезны стране, в которой проживают. А те, кто представляет опасность, должны быть депортированы за пределы России. Реализация данной государственной политики как раз ложится на правоохранительные органы Российской Федерации». 

 

 

Scroll Up
Яндекс.Метрика