Menu Close

27.01.2016

В Общественной палате Кемеровской области в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Члены и эксперты ОП Кузбасса согласились с тем, что основная задача законопроекта выполнена, но есть как положительные стороны, предусмотренные документом, так и отрицательные, требующие существенных доработок.

«Необходимо подчеркнуть, что впервые за постсоветское время удалось систематизировать административные правонарушения в одном документе. Это достаточно большое продвижение вперед в вопросах создания правового государства. Проект нового Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, безусловно, более структурирован и содержит перечень  внесенных нововведений и их необходимость. Все нормы сведены воедино, в настоящее время некоторые нормы содержатся не в Кодексе, а разбросаны по федеральным законам, — отметили члены Экспертного совета Общественной палаты Кемеровской области. — Однако затруднительно определить весь ли комплекс общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности, регулирует предлагаемый проект нового КоАПа Российской Федерации».

В региональной Общественной палате уверены, что, при наличии действующего с 15 сентября 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предлагаемый проект КоАП РФ не должен регулировать процессуальные вопросы, связанные с вопросами рассмотрения административных дел судами. Предложенное в новой редакции КоАП РФ расширение перечня видов административного наказания, по мнению членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, является избыточным, недостаточно оправданным и влекущим за собой нарушение конституционных прав граждан, тем более что они потребуют внесение изменений в Гражданский Кодекс Российской Федерации. Кроме того, проект нового КоАП России предлагает излишние меры государственного реагирования. Вводится значительное количество лиц, на которые возложены функции администрирования исполнения наказаний, что повлечет за собой дополнительные бюрократические процедуры и расходы, а соответственно, снизит  эффективность и, возможно, приведет к неопределенности в правоприменительной практике.

Кроме того, проектом нового Кодекса об административных правонарушениях предлагается введение такого вида наказания, как ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Такой вид административного наказания является, на наш взгляд, чрезмерным, необоснованным и содержащим  в себе скрытую коррупционную составляющую. К тому же действующим гражданским законодательством в достаточной степени закреплена ответственность юридического лица по своим обязательствам. «Данная мера ответственности недопустима. Такой вид административного нарушения может привести к очень серьезным последствиям — причинения вреда, несоразмерного характеру и последствиям административного правонарушения, так как у юридического лица есть права и обязанности, кредиторы, работники, стороны, у которых могут через какое-то время возникнуть денежные требования. Непонятно, что будет происходить с обязательствами этого юридического лица», — считают члены комиссии ОП КО по экономическому развитию и поддержке предпринимательства.

По экспертному мнению председателя комиссии Общественной палаты Кемеровской области по экономическому развитию и поддержке предпринимательства Ярослав Литвин, существенным недостатком проекта является отсутствие в нем положения, существующего в действующей редакции КоАП, о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела, что противоречит общеправовому принципу справедливости. В противном случае, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2013 №1-П, нельзя исключить превращения административных штрафов, имеющих значительные минимальные пределы, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Что, в принципе недопустимо, в соответствии с Конституции Российской Федерации (ст. 17, 19, 34, 35 и 55).

«Хотелось бы, чтобы принятие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволило обеспечить более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина, большую прозрачность применения мер административного наказания и процессуального принуждения, что, в конечном итоге, должно положительно сказаться на уровне защиты прав граждан», — резюмировала итог общественной экспертизы проекта заместитель председателя комиссии ОП КО по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию Вера Никулина. 

Яндекс.Метрика