Menu Close

24.05.2013

      Общественная палата Кемеровской области в партнерстве с Кузбасским центром «Инициатива» и департаментом социальной защиты населения Кемеровской области провела круглый стол на тему «Механизмы встраивания социально ориентированных НКО (СО НКО) в сферу социальных услуг в свете современного российского и регионального законодательства».

     Участие в круглом столе приняли члены Общественной палаты Кемеровской области, представители органов исполнительной власти и некоммерческого сектора Кузбасса, которые обсудили три вопроса, касающиеся возможности полноценного участия СО НКО в процессе оказания социальных услуг населению: условия для включения социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг в Кемеровской области; возможности СО НКО в решении социальных проблем региона (наличие добровольцев, новых   технологий, разнообразные виды услуг, лучшие практики  и т.д.); проблемы и перспективы взаимодействия СО НКО и органов исполнительной власти в предоставлении социальных услуг населению.

    Открывая мероприятие, Галина Макашина, председатель комиссии по развитию гражданского общества и благотворительности Общественной палаты Кемеровской области, представила участникам круглого стола видеопрезентацию, демонстрирующую информацию о том, в каком направлении движется Российское законодательство, приближая СО НКО к предоставлению социальных услуг; обосновала необходимость общественного контроля, обеспечивающего развитие гражданского общества; а также рассказала, чем отличается социальное проектирование от социальной услуги.

       Ирина Шибанова, заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области, отметила, что потребность общества и государства в развитии сектора социальных услуг, оказываемых НКО, без сомнения, существует. В качестве примера Ирина Александровна рассказала о ежедневно растущих цифрах, характеризующих увеличение количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в заселении в дома престарелых: «Это такие же детские сады, только с другой стороны нашей жизни. Государству, конечно, требуется поддержка в работе с такой категорией граждан, и мы уже имеем положительный опыт создания НКО, которые в этой сфере работают». Также в своем выступлении заместитель секретаря Общественной палаты Кемеровской области отметила существующие проблемы в соотношении того, кем  финансируется услуга и кому она будет оказана.

     В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу, что законодательные условия для включения и участия некоммерческого сектора в оказание соцуслуг есть. В связи с этим важно обсудить, имеются ли возможности у НКО, позволяющие полноценно оказывать услуги населению?

     Галина Макашина пояснила, что главным условием успеха реализации соцуслуг, предлагаемых некоммерческим сектором, является их инновационность. «Через проекты СО НКО предлагают новую инициативу. Это инновация должна перейти, по логике, в разряд новых социальных услуг, расширяющих их спектр. Конкурсы у нас есть, поддержка конкурсная у нас есть, есть ли механизм включения этих новшеств, которые придумали общественники, в разряд услуг?».

     Наталья Кошелева, начальник отдела нестационарных и полустационарных форм социального обслуживания департамента социальной защиты населения Кемеровской области, пояснила, что у них есть небольшой опыт сотрудничества с НКО в реализации совместных проектов по обслуживанию граждан. «И сейчас мы бы хотели этот опыт расширять и разрабатывать механизмы осуществления подобной совместной работы», – отметила Наталья Ивановна.

      Ольга Журавлева, исполнительный директор Кемеровского благотворительного фонда «Лиги здоровья нации», внесла предложение сделать более прозрачной и доступной для НКО информацию о том, какие существуют проблемы в сфере оказания услуг у госучреждений: «Мы не знаем уязвимых мест, не знаем проблем, с которыми можно работать, создавать проекты, программы. Если бы эта информация была более доступна, думаю, и партнерская работа госучреждений и некоммерческого сектора выстраивалась более эффективно». Немаловажным замечанием Ольги Владимировны стало и то, что специалисты из государственных учреждений не всегда доверяют опыту и профессиональным знаниям общественников. Это также создает дополнительные трудности в сотрудничестве.

    Лилия Серебренникова, заместитель начальника управления Министерства Юстиции России по Кемеровской области, отметила, что услуга, это нечто нематериальное, что получает один человек от другого. Практически все НКО нашей области, работая с какими-то целевыми группами, оказывают эти услуги за свой счет и по своей инициативе, и соответственно могут и должны рассчитывать на финансовую поддержку.

    Говоря о темах программ и проектов, которые могут создавать общественники, Лилия Ивановна предложила придерживаться тех направлений, которые описаны в законе по поддержке СО НКО. «Это и есть тот «заказ», который формирует государство к некоммерческому сектору в плане предоставления социальных услуг, и который необходимо придерживаться и органам государственной власти, и некоммерческим организациям».

      Светлана Кондратьева, начальник отдела социальной сферы и финансовых рынков управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Кемеровской области, пояснила, что антимонопольная служба приветствуют участие некоммерческого сектора в решении социальных проблем общества. При этом привлечение НКО в сферу оказания соцуслуг позволит оживить конкуренцию, поддержать государственные и муниципальные предприятия, а также будет способствовать улучшению качества услуг и снижению их стоимости.

    В ходе заседания были также рассмотрены возможности привлечения средств для осуществления социально направленной деятельности НКО. В качестве примеров были предложены гранты и конкурсы, благотворительная помощь, участие в партнерских программах, социальное предпринимательство и т.д.

     Завершая заседание, участники круглого стола пришли к выводу, что НКО необходимо не только качественно оказывать услуги, повышать уровень профессионализма, но и учиться грамотно и четко выстраивать свою работу совместно с органами государственной власти, уметь позиционировать себя и выгодно представлять успешные стороны своей деятельности. В частности было отмечено, что преимущество некоммерческого сектора состоит в том, что имеется хороший человеческий потенциал, накоплен опыт привлечения средств для осуществления своей деятельности, организована добровольческая работа. Эти особенности должны позволить развивать сферу оказания качественных и инновационных социальных услуг. Не менее важным является поиск путей взаимодействия с государственными учреждениями и налаживание взаимовыгодного сотрудничества, учитывающего обоюдные интересы в вопросах оказания социальных услуг.

 

Яндекс.Метрика