Menu Close

22.10.2018

Членами и экспертами Общественной палаты Кемеровской области проведена общественная экспертиза проектов федеральных законов «О внесении изменений в Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект об увековечении) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект КоАП РФ).

Исходя из анализа законопроектов, направленных на введение ограничения по использованию земельных участков, входящих в состав территорий боевых действий в период Великой Отечественной войны; урегулирование особенностей перезахоронения останков погибших защитников Отечества; установление административной ответственности за неисполнение обязанности по своевременному уведомлению органа местного самоуправления об обнаружении на земельном участке непогребенных останков погибших при защите Отечества или неизвестных воинских захоронений, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области пришли к однозначному выводу о необходимости и нужности принятия представленных проектов законов.

Принятие законопроектов несет в себе социально значимую цель и имеет положительную идеологическую направленность, ориентированную на формирование и поддержание у настоящего и будущего поколений уважения к истории и подвигу защитников Отечества. Сохранение мест боевых действий во время Великой Отечественной войны и увековечивание памяти павших героев – святая обязанность потомков.

Законопроекты соответствуют действующим федеральным нормативным правовым актам и нормам международного права, противоречий и коллизий не усматривается.

Положительным является то, что Правительством РФ разработана Федеральная целевая программа на 2019–2024 гг. реализации предлагаемых законодательных актов, в результате выполнения которой гарантируется сохранность воинских захоронений в неизменном состоянии на 20–25 лет. Бесспорно, следует одобрить содержание перечисленных федеральных законов, направленных на введение ограничений на использование земельных участков, входящих в состав территорий боевых действий в период Великой Отечественной войны, а также урегулирование особенностей перезахоронения останков погибших защитников Отечества.

Законопроект КоАП РФ несет в себе положительные новеллы, способные упорядочить деятельность в данной сфере в субъектах Российской Федерации, так как направлен на установление административной ответственности за неисполнение требований, в частности:

– за несвоевременное уведомление органа местного самоуправления об обнаружении на земельном участке непогребенных останков погибших или неизвестных воинских захоронений;

– за нарушение запрета на проведение строительных, земляных и других работ, в результате которых непогребенные останки погибших или неизвестные воинские захоронения могут быть повреждены;

– за препятствование деятельности уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по перезахоронению останков погибших, перечни которых утверждаются субъектами Российской Федерации при содействии Минобороны России и др.

Таким образом, усиление мер юридической ответственности члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области считают целесообразным, так как это позволит повысить эффективность принимаемых законопроектов.

Вместе с тем следует отметить, что законопроект об увековечении не учитывает все обстоятельства, сопутствующие отношениям, на которые он направлен:

1. Отсутствуют чёткие критерии, по которым гражданин должен понимать, что обнаружил именно захоронение защитников Отечества (останки), а не отдельные фрагменты либо иные предметы: какими они должны быть? В какой форме? Если останки являются «погребенными», считается это воинским захоронением?

2. Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (в редакции от 19.07.2018) устанавливает правовую защиту останков воинов, погибших при защите Отечества. Однако в случае обнаружения захоронения оккупантов будут ли распространяться законодательные требования на эти останки?

3. Возникает неопределенность в том, по каким признакам лицо, не обладающее специальными познаниями в археологии, военном деле, истории, может квалифицировать останки как захоронение погибших воинов Отечества.

4. При отнесении земельных участков к местам захоронений либо предполагаемым местам захоронений, полагают в Общественной палате Кемеровской области, необходимо учитывать, что такие земельные участки могут быть уже предоставлены либо запрошены для предоставления гражданам и (или) юридическим лицам. В этой связи следует установить, во-первых, жёсткие, непродолжительные предельные сроки, на которые использование участка будет ограничено; во-вторых, более короткие сроки для выяснения статуса предполагаемых мест захоронений.

При этом таким гражданам и юридическим лицам должны быть определены и компенсированы расходы, связанные с введением временных ограничений, в частности, как затраты на аренду (в случае ее наличия), так и расходы, вызванные простоем оборудования, рабочей силы и т.п., поскольку для освоения участка арендаторами зачастую привлекаются сторонние работники и подрядчики. В противном случае за невыплату фактической заработной платы работникам за простой, неуплату процентов по привлеченным кредитным средствам, которые не могут быть использованы по назначению, влекутся неблагоприятные правовые последствия.

Также члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области считают целесообразным дополнить законопроект об увековечении в части сохранения памяти воинов, умерших в госпиталях вне зоны боевых действий. Во многих городах достаточно могил умерших в госпиталях воинов, которые нуждаются в наведении порядка.

По результатам анализа законопроекта КоАП РФ по вопросу штрафных санкций нельзя не отметить, что штраф для юридических лиц в размере от 10 до 20 тыс. рублей выглядит нелепо, так как для крупных застройщиков это несущественные денежные средства, расходование которых не повлечет для них значительных затрат и последствий.

Члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что с учетом указанных замечаний предложенные законопроекты могут быть рекомендованы для принятия.

Scroll Up
Яндекс.Метрика