Menu Close

19.12.2019

Общественная палата Кемеровской области провела экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект разработан во исполнение плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36 и предполагает внесение изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере жилищных отношений авторами проекта закона предлагается отнести: контроль за соблюдением требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг); обоснованность размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). Но исключить полномочия государственной жилищной инспекции по выявлению и пресечению нарушений, связанных с ограничениями изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг). Законопроектом из Жилищного кодекса РФ исключается понятие муниципального жилищного контроля, требование о предоставлении подлинников решений и протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в орган государственного жилищного надзора, обязанность товарищества собственников жилья (ТСЖ) направлять в орган исполнительной власти субъекта РФ копию реестра членов ТСЖ, а также сведения о внесении изменений в устав ТСЖ. Также законопроект предусматривает изменения в структуре платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Изучив законопроект, члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области полагают, что принятие этих поправок нецелесообразно по следующим причинам.

Законопроект направлен на решение несуществующей проблемы и подвергает дискриминации жилищные права граждан и право на их государственную защиту. Внятное обоснование необходимости принятия законопроекта в его тексте и материалах отсутствует. Единственным документом, представленным в качестве обоснования разработки проекта закона, является «Сводный отчёт о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта с высокой степенью регулирующего воздействия» подготовленный руководителем структурного подразделения разработчика (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ). В нем указано, что основанием разработки законопроекта послужил пункт 3 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» (утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым от 29 мая 2019 г. № 4714п-П36, так как отсутствует достаточное правовое регулирование).

При этом целью реализации механизма «регуляторной гильотины», согласно «Методике исполнения плана мероприятий («Дорожной карты»)», является формирование современной, эффективной системы регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, основанной на выявлении наиболее значимых общественных рисков и их снижении, в том числе путём выбора адекватных способов воздействия на риски и установления таких обязательных требований, которые в наибольшей степени влияют на предотвращение негативных последствий рисков.

Создаваемая система регулирования, в соответствии с «Методикой исполнения плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины», должна быть основана в том числе на следующих принципах:
1) принцип наименьшего регуляторного воздействия;
2) принцип риск-ориентированности;
3) принцип борьбы только с внешними рисками.

Законопроект в представленной редакции противоречит целям и принципам «Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины». Возникают вопросы: чем вызвана необходимость внесения изменений? какую правовую и социально-экономическую цель преследуют разработчики законопроекта? в чем выражается отсутствие достаточного правового регулирования на настоящий момент? какие практические улучшения для граждан РФ обещает предложенный законопроект? какому органу государственной власти, какого уровня, в какой срок предполагается передать полномочия по регулированию вопросов, подлежащих исключению? В «Сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта» ответов на эти вопросы нет.

Действительная цель проекта федерального закона остается неясной, но становится очевидным эффект его принятия – ликвидация всего сектора муниципального жилищного контроля, что, по сути, противоречит «Плану мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины», согласно которому применение обязательного требования должно быть направлено на снижение социально значимых рисков. На взгляд членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области, законопроектом, напротив, исключается регулирование социально значимой сферы, которое напрямую затрагивает права неограниченного круга лиц. Поэтому принятие законопроекта повлечёт нарушение жилищных прав граждан, исключив воздействие на управляющие компании на муниципальном уровне.

Не проработан вопрос объёма дополнительного бюджетного финансирования, которое потребуется для внедрения положений законопроекта. Отсутствуют механизмы реализации законопроекта (на основании чего, кому, как и за счёт каких источников будут предусмотрены средства на его реализацию). Не представлен порядок согласованных действий по подготовке, реализации и финансированию программных мероприятий, использованию бюджетных средств. Законопроектом фактически создаётся иная структура единого органа контроля, ликвидирующая муниципальный контроль. А передача полномочий по жилищному контролю на федеральный уровень повлечёт такие негативные последствия, как сокращение штата муниципальных служащих, дискриминацию и нарушение жилищных прав граждан, снижение доступности и эффективности деятельности органов власти, осуществляющих жилищный надзор и контроль.

В региональной Общественной палате уверены, что реализация положений законопроекта в предлагаемом виде связана с существенными временными, трудовыми и финансовыми затратами, которые необходимы для проведения процедуры реструктуризации органов жилищного контроля, подбора новых специалистов и их обучения, приобретения техники и программ для систем информационных ресурсов, систем сбора, учёта и ведения информации, систем информационного взаимодействия, государственных информационных систем, систем информационного сопровождения научно-методической поддержки контроля.

В этой связи члены Общественной палаты Кемеровской области полагают, что законопроект направлен на ущемление жилищных прав граждан и прямо противоречит «Плану мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины». При этих обстоятельствах проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» в представленной редакции не может быть рекомендован к рассмотрению.

Scroll Up
Яндекс.Метрика