Menu Close

15.08.2017

Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», разработанного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Законопроектом предлагается  внесение изменений в статью 8.42 КоАП РФ в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе использования второго и (или) третьего пояса зоны санитарной охраны, а также использования первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, уточнение полномочий федеральных органов исполнительной власти по рассмотрению дел об административных правонарушениях,  уточнение полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных   должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа: за органами, осуществляющими государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статья 23.27 КоАП РФ) право на рассмотрение дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, а правом по рассмотрению дел об административных правонарушениях по части 2 и 3 статьи 8.42 КоАП РФ наделить органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Причинами предлагаемых законопроектом изменений, по мнению разработчиков, являются:  значительное количество  выявленных в ходе реализованных эпидемиологических расследований нарушений санитарного законодательства, послуживших причиной значительного ухудшения качества питьевой воды, подаваемой населению, в части несоблюдения технологий на всех этапах очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях, отсутствия утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых в целях питьевого водоснабжения, невыполнения защитных и охранных мероприятий в водозаборах, существенного ухудшения в результате паводковых явлений воды источников питьевого водоснабжения; неэффективность текущей практики применения мер административного воздействия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность по водоснабжению и водоотведению.

«Примечательно, что в приводимой статистике отсутствует разграничения на нарушения, совершенные в разных поясах санитарной охраны. Если предположить, что причинами такого количества нарушений является  ветхость систем водоснабжения, их строительство в период действия старых норм и правил, то на наш взгляд, очевидно, что размерами штрафов и дифференциацией ответственности в зависимости от поясов санитарной охраны, проблему не решить, — пояснил в ходе анализа законопроекта эксперт Общественной палаты Кемеровской области Андрей Переладов. —  Никаких позитивных ожиданий от увеличения размера штрафов, кроме наполнения доходной части местных бюджетов, ожидать не приходится».

 При рассмотрении законопроекта у членов и экспертов региональной палаты возник ряд вопросов к разработчикам: А были ли устранены нарушения, за которые водопользователи подверглись штрафу? Не происходит ли задвоение статистики указанных нарушений, когда за одно и то же нарушение дважды и более налагается штраф или налагается за неисполнение предписаний? Сколько исков направил Роспотребнадзор для пресечения таких нарушений в порядке гражданского судопроизводства? Сколько нарушений выявили иные органы, к чьей компетенции относится составление протоколов по ст. 8.42 КоАП РФ?

По мнению экспертов ОП КО следует отметить, что с точки зрения дифференциации административной ответственности в зависимости от пояса зоны санитарной охраны, на территории которого выявлено нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности, предложения законопроекта выглядят достаточно обоснованными с точки зрения теории. С точки зрения степени общественной опасности нарушения санитарного законодательства, допущенные в первом поясе санитарной охраны, являются самыми опасными. Ответственность за их совершение должна быть максимально жесткой.

«В связи с допущением со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей значительного количества нарушений санитарного законодательства можно сделать вывод о том, что существующая практика применения мер административного воздействия,  в частности штрафов, является   неэффективной», — считает член Общественной палаты  региона Алексей Разуков. — Нам кажется, более целесообразным применение административной ответственности в виде   приостановления деятельности».

 Кроме этого член Экспертного совета Общественной платы Кемеровской области Ирина Жигалова отметила, что необходимо при внесении изменений учитывать многие факторы и нормативно-правовые акты. «Например,  действующая редакция СанПиН не учитывает случаи расположения частного водозабора внутри здания предприятия, установленного для производственных нужд в пищевой промышленности, — говорит Ирина Александровна. — В настоящее время указанные предприятия сталкиваются с проблемой невозможности получения санитарно-эпидемиологического заключения на скважину из-за отсутствия ЗСО протяженностью 30 метров от близлежащих строений. Или учитывая, что СанПиН утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в 2002 году и до настоящего времени не был пролонгирован, полагаем целесообразным пересмотреть его на предмет его соответствия действующему законодательству Российской Федерации».

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта федерального закона, с учетом информации, представленной разработчиком,  члены и эксперты Общественной палаты Кемеровской области сделали вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, а также о наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 «Уверены, что необходимость принятия изменений в федеральное законодательство по предлагаемому законопроекту надлежащим образом не обоснована.  Проект нуждается в значительной доработке», —   такое заключение  вынесла Общественная  палата Кемеровской области в рамках проведенной общественной экспертизы проекта федерального закона.

Яндекс.Метрика