Menu Close

14.12.2012

     

     Председатель комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и благотворительности Галина Макашина провела круглый стол по вопросу «Механизмы встраивания социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг, направленных на решение проблем детей, попавших в трудную жизненную ситуацию» в рамках реализации Программы «Социальные услуги НКО населению».

     Участники круглого стола постарались ответить на вопросы: какие возможности имеются у социально ориентированных НКО для решения проблем детей, оставшихся без попечения родителей или находящихся в трудной жизненной ситуации? (Описание апробированных технологий, имеющихся ресурсов и т.д.). Какие проблемы есть в свою очередь у социальных учреждений, работающих с детьми, в сотрудничестве с НКО, возможностях принимать их услуги? А также имеются ли законодательные условия для организации такого взаимодействия?

     В ходе обсуждений представители социально ориентированных некоммерческих организаций описали опыт работы с воспитанниками детских домов, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Президент Благотворительного фонда социальной поддержки нуждающихся граждан «Свобода» Евгений Тарасов рассказал о мероприятиях, которые проводит их организация в детских домах г. Новокузнецка, отметив, что одной из главных целей такой работы является сглаживание барьеров между детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми из благополучных семей. Совместные конкурсы, спортивные мероприятия с участием волонтеров способствуют сближению ребят, их полноценному общению.

     Председатель Кемеровского областного отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» Татьяна Бочкарева поделилась опытом работы своей организации с семьями, у которых есть угроза распада и лишения родительских прав. Для реализации таких проектов привлекаются юристы, психологи, воспитатели и другие специалисты.

     Немаловажной является и помощь в устройстве приемных детей в семьи. О такой услуге рассказала Ольга Чарухина, организатор Добровольческого движения «Навигатор милосердия». Для более эффективного распространения информации о детях, члены организации привлекают профессиональных фотографов, операторов, размещают информацию в СМИ.

     В качестве существующих проблем сотрудники НКО назвали отсутствие обобщенных данных, содержащих перечень социальных услуг, предоставляемых различными общественными организациями, а также услуг, необходимых учреждениям; отсутствие координации между потребителями и поставщиками социальных услуг. Это необходимо для того, чтобы обеспечить равномерное распределение помощи учреждениям и исключить присутствие в каких-то из них большого числа общественных организаций, а в других полное отсутствие социальной помощи от НКО.

     Об этой проблеме высказались и представители детских учреждений. Так, например, Евгений Агеев, директор Муниципального казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленький принц» отметил, что очень слабо налажено сотрудничество его учреждения с общественными, некоммерческими  организациями, которые могли бы оказывать помощь в проведении мероприятий, организации досуга воспитанников центра. Это связано, по его мнению, с тем, что ребята, которые находятся в центре, это особая группа подростков и работать с ними тяжело, поскольку дети это с одной стороны «семейные», т.к. их родители еще не лишены родительских прав, но фактически семья их воспитанием не занимается.

     Немаловажным совместным предложением участников круглого стола для осуществления общественной деятельности в сфере оказания социальных услуг детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, стало взаимодействие с семьями, которые имеют риск лишения родительских прав. Как пояснил Андрей Чуверов, музыкальный руководитель детского дома №35 Анжеро-Судженского городского округа: «Прежде чем попасть в детский дом, ребенок лишается своей семьи и родителей. И именно здесь необходимо организовать работу по предотвращению таких ситуаций, помочь семьям, родителям».

     Вопрос об организации  благотворительных мероприятий в детских домах подняла Наталья Жарикова, воспитатель детского дома №1 г.Ленинска-Кузнецкого. Она пояснила, что многие из таких акций и мероприятий имеют разовый характер и связаны с вручением подарков. Конечно, дети этому очень рады, но зачастую им не столько нужны какие-то материальные блага, сколько регулярное общение, встречи, в том числе и со своими сверстниками.

     По ходу всех высказываний и обсуждений участники круглого стола выработали ряд пожеланий для усовершенствования взаимодействия между учреждениями, категориями граждан, нуждающимися в помощи, и социально ориентированными НКО, имеющими возможность эту помощь оказывать. Во-первых, необходима координация действий и усилий, направленных на осуществление социальной деятельности, и определение ее  востребованности. Это позволит четко определить, где и какие услуги необходимы, а где – нет. Также потребуется выработка стратегии сотрудничества государственных учреждений с некоммерческими организациями, развитие партнерских отношений, поддержание диалога, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

     В своем выступлении Нина Мишина, начальник отдела по делам детей, женщин и семьи департамента социальной защиты населения Кемеровской области, обратилась к представителям некоммерческих организаций и предложила принять участие в пилотном проекте – конкурсе среди социально ориентированных НКО, направленном на работу по профилактике социального сиротства. Проведение этого конкурса позволит выявить общественные организации, работающие в данном направлении, для налаживания дальнейшего сотрудничества, усовершенствовать эффективность деятельности по профилактике социального сиротства, а также качество оказания услуг, поскольку конкурс предполагает конкуренцию и отбор лучших заявок.

     Как отметила Галина Макашина, некоммерческие организации также должны проявить активность в установлении партнерства и сотрудничества с государственными ведомствами, вносить предложения по осуществлению тех или иных услуг, которые не прописаны в регламентах департаментов или законах, но необходимость в которых имеется.

     Еще одно важное замечание, прозвучавшее в ходе проведения круглого стола, связано с изменением вектора оказания услуг. Он должен идти не от НКО, а от заказчика. Т.е. социально ориентированным некоммерческим организациям в процессе реализации своих мероприятий важно исходить не из собственных целей, акций и программ, а из потребностей, сформулированных учреждениями, которые эти услуги получают, какие формы работы, виды помощи будут для них более необходимы и актуальны. 

Яндекс.Метрика