Menu Close

Галина Макашина

 

Присоединить или захватить? Две традиции, два мира

Галина Макашина, председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по вопросам развития гражданского общества и благотворительности:

События в Украине и присоединение Крыма к России раскололо мировое сообщество на два лагеря: на тех, кто поддерживает идею воссоединения полуострова с Россией; и тех, кто осуждает этот шаг. Ролик на YouTube об изменении  границ  европейских государств  за тысячелетний период их существования приковал к себе внимание посетителей всемирной сети Интернет именно в связи с этими событиями. Что хотели подчеркнуть те, кто давал ссылку на этот ресурс?

Картинка на экране может служить как осуждением, так и оправданием России за ее политику в юго-восточной части Украины.  Действительно, из маленькой точки на карте, обозначающей Московское княжество в начале второго тысячелетия,  всего за 6 столетий образовалась самая большая по площади страна в мире, демонстрирующая своими размерами мощь и силу.

Стремительное расширение  границ Российского государства пугает   европейцев  и дает им основания для обвинений в имперских амбициях России по завоеванию новых территорий.  Однако далеко не все обращают внимание на то, что Россия никогда не вела захватнические войны, а новые земли присоединяла в результате отражения военной угрозы, либо по просьбе самих народов.

Но оставим вопрос о войнах на рассмотрение историков и политологов. Наше же внимание в этой ситуации привлекает другой аспект: что позволяет России сохранять единую социальную структуру общества при наличии многонационального народа, несмотря  на недовольство некоторых граждан политикой государства?

На наш взгляд, это явление,  закрепившееся  в наших традициях, своими  корнями  уходит глубоко в века.

Так вспомним, что основой  экономических связей  у древних славян было коллективное ведение хозяйства. В дальнейшем это превратилось в служение общему делу, общенациональной идее и т.д. Практически все  лидеры общественного и политического движения  стремятся найти идею, способную объединить всех граждан, готовых в едином порыве отдать свои силы на воплощение общественно значимого дела.

Второй принцип, неукоснительно использующийся до сих пор в нашей культуре – принцип совещательности. Начиная с общинно-родового строя и до сегодняшних дней,  в нашем обществе проводятся  мероприятия, позволяющие выразить свое мнение любому жителю нашей страны, независимо от национальности, вероисповедания, идеологических пристрастий.

Третьей особенностью национальных  традиций по сплочению населения является публичность результатов и объявление заслуг перед сообществом. На Руси принято рассказывать людям о ценном и необходимом вкладе каждого участника в общее дело и порицать тех, кто не приложил усилий для общего блага.

Эти традиции, нашедшие отражение во внешней и внутренней политике государства, позволяют сохранить идентичность российского многонационального народа и привлечь своих сторонников под новые идеи. Если же политики в какой-то период истории отходят от  этих принципов, то в стране начинаются волнения и протесты, а само государство начинает слабеть.

Европейская модель взаимодействия, также сформировавшаяся на протяжении  нескольких тысячелетий, имеет свои особенности. Уже у древних кельтов, населявших земли теперешней Европы, существовали законы о незыблемости частной собственности, неукоснительно соблюдающиеся до сих пор. Для защиты собственности соседи договаривались, вводили правила и нормы соседства. Но если эти правила начинали кому-то мешать, то вводились новые. Основные мотивы для договоренности – это выгоды от экономического и политического сотрудничества. В том случае, если не удавалось договориться мирным путем, то прибегали к силе и принуждению, захватывая фактически или экономически территорию того государства, которое не согласилось на новые правила игры.

Присоединение Крыма стало для России той идеей, которая позволила объединить российский народ под лозунгом «Своих не бросаем!».

В Украине же мы видим национальную трагедию: украинцы (по большей части представители западных областей)  уже отказались от славянской модели взаимодействия, но и европейской моделью воспользоваться не могут. Нынешние власти Украины используют метод принуждения, отказываясь признавать национальные традиции и ценности, проживающих на данной территории народов, втягивая, тем самым, в конфликт другие страны. Однако в своем желании попасть  в число  европейских государств, они уловили только внешние атрибуты проявления европейской модели взаимодействия и тех методов  защиты ценностей, о которых мы говорили выше.

Удастся ли им найти выход из создавшегося положения, покажет время.

Яндекс.Метрика